Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года
С 1 сентября 2014 года изменилась классификация юридических лиц. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ внес Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее Закон № 99-ФЗ). О других изменениях см. отдельную рекомендацию.
Несмотря на то что закон по-прежнему подразделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации (в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности организации), такое деление претерпело два важных изменения:
- изменился перечень коммерческих организаций,
- перечень некоммерческих организаций стал закрытым.
Помимо этого появился абсолютно новый критерий классификации: все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные.
Предусмотрели и отдельный критерий деления для хозяйственных обществ: теперь они могут быть либо публичными, либо непубличными.
Изменился перечень коммерческих организаций
Перечень организационно-правовых форм, в которых можно создать коммерческую организацию, претерпел два важных изменения.
Во-первых, больше нельзя создавать общества с дополнительной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ, подп. в, х п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). О том, что необходимо сделать участникам обществ с дополнительной ответственностью, созданных до 1 сентября 2014 года, см. Что нужно сделать в связи с изменениями в нормах о юридических лицах, вступившими в силу 1 сентября 2014 года.
Во-вторых, вместо закрытых и открытых акционерных обществ можно создавать публичные и непубличные АО. Другими словами, сама по себе организационно-правовая форма АО сохранилась, однако изменились ее разновидности. Такие типы акционерных обществ, как ОАО и ЗАО, новая редакция Гражданского кодекса РФ больше не предусматривает. В то же время общества, которые существовали в виде ОАО или ЗАО до 1 сентября, перерегистрировать не требуется.
Кроме того, закон теперь прямо предусматривает возможность создать коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 50 ГК РФ, подп. а п. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Однако каких-либо изменений на практике это не повлечет.
Обоснование
Коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства можно было создать и до 1 сентября 2014 года (несмотря на то что такая форма не была названа в п. 2 ст. 50 ГК РФ). Объясняется это следующим.
Пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ разрешал создавать коммерческие организации в форме хозяйственных товариществ и обществ. В свою очередь, параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ, посвященный хозяйственным товариществам и обществам, предусматривал положения о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 86.1 ГК РФ). Выходит, формально имелись все основания для того, чтобы создать коммерческую организацию в форме крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем, как таковое крестьянское (фермерское) хозяйство хозяйственным товариществом либо хозяйственным обществом не считалось (п. 2, 3 ст. 66 ГК РФ). Новая редакция Гражданского кодекса РФ учла эту особенность и исключила крестьянское (фермерское) хозяйство из списка хозяйственных товариществ и обществ параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ теперь называется Коммерческие корпоративные организации. При этом указание на возможность использовать данную организационно-правовую форму при создании коммерческой организации появилось в пункте 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ.
Перечень некоммерческих организаций стал закрытым
До 1 сентября 2014 года перечень организационно-правовых форм, в которых можно было создать некоммерческую организацию, являлся открытым: пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ содержал формулировку а также в других формах, предусмотренных законом. При этом Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ О некоммерческих организациях (далее Закон о некоммерческих организациях) устанавливал формы, которые Гражданский кодекс РФ прямо не называл: общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества и т. д.
Теперь перечень форм некоммерческих организаций стал закрытым (п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. б п. 3 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это означает, что некоммерческую организацию можно создать только в одной из тех организационно-правовых форм, которые прямо названы в Гражданском кодексе РФ.
При этом Гражданский кодекс РФ предусматривает новую организационно-правовую форму, которая раньше в законодательстве (в т. ч. в Законе о некоммерческих организациях) указана не была. Так, некоммерческую организацию сейчас можно создать в форме товарищества собственников недвижимости, к которой, впрочем, относится и существовавшая ранее форма товарищества собственников жилья.
В то же время отменили одну из форм, в которой до 1 сентября разрешалось создавать некоммерческие организации. А именно теперь нельзя учреждать сбытовые (торговые) потребительские кооперативы. До 1 сентября такую форму Гражданский кодекс РФ и Закон о некоммерческих организациях прямо не называли, однако она упоминалась в некоторых других законах (см., например, п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства). О том, что необходимо сделать участникам сбытовых (торговых) потребительских кооперативов, созданных до 1 сентября 2014 года, см. Что нужно сделать в связи с изменениями в положениях о юридических лицах, вступившими в силу 1 сентября 2014 года.
Всего глава 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций:
1) потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы,
2) общественные организации, в том числе политические партии и профессиональные союзы, созданные в качестве юридических лиц (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления,
3) ассоциации (союзы), в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты,
4) товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья,
5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации,
6) общины коренных малочисленных народов России,
7) фонды, в том числе общественные и благотворительные,
8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в т. ч. государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в т. ч. общественные) учреждения,
9) автономные некоммерческие организации,
10) религиозные организации,
11) публично-правовые компании.
Все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные
Критерий для такого деления следующий: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).
Если такое право у учредителей (участников) есть и они участвуют в общем собрании (съезде, конференции, ином высшем органе управления), то юридическое лицо считается корпоративным (корпорацией).
Если учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства, организация является унитарной.
Значение такой классификации в том, что Гражданский кодекс РФ по-разному регулирует деятельность унитарных юридических лиц и корпораций. Другими словами, установить, каким именно юридическим лицом (корпоративным или унитарным) является конкретная организация, необходимо для того, чтобы понять, какими нормами нужно руководствоваться применительно к ее деятельности.
Обоснование
В частности, в главе 4 Гражданского кодекса РФ появились параграфы Коммерческие корпоративные организации, Некоммерческие корпоративные организации, Некоммерческие унитарные организации и статьи Права и обязанности участников корпорации, Управление в корпорации. Если не определить вид конкретной организации, будет неясно, правила какого именно параграфа (статьи) необходимо соблюдать.
К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся:
- хозяйственные общества (ООО и АО),
- хозяйственные товарищества (полные и коммандитные),
- крестьянские (фермерские) хозяйства,
- хозяйственные партнерства,
- производственные и потребительские кооперативы,
- общественные организации,
- ассоциации (союзы),
- товарищества собственников недвижимости,
- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации,
- общины коренных малочисленных народов России.
- Унитарными юридическими лицами считаются:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия,
- фонды,
- учреждения,
- автономные некоммерческие организации,
- религиозные организации,
- публично-правовые компании.
Хозяйственные общества разделили на публичные и непубличные
Новая редакция Гражданского кодекса РФ разделила хозяйственные общества (АО и ООО) на публичные и непубличные (ст. 66. 3 ГК РФ, подп. г п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО считаются непубличными обществами (п. 2 ст. 66. 3 ГК РФ).
Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило старое деление на ЗАО и ОАО.
В частности, с 1 сентября 2014 года изменились:
- критерий деления акционерных обществ,
- права и обязанности участников акционерных обществ в зависимости от типа общества.
Критерий деления АО на публичные и непубличные
В качестве такого критерия выступает возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.
АО считается публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ):
- его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах,
- устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.
Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). Однако старая классификация предусматривала более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):
- акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц,
- нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке,
- акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.
На практике эти ограничения по сути превращали ЗАО в ООО.
Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ
Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см. сравнительную таблицу.
Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему:
- требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ),
- необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ),
- вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ),
- нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ),
- в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ),
- никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ),
- необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ),
- объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ),
- нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).
В свою очередь, участники непубличного общества вправе:
- определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ),
- изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ),
Примеры положений, которые можно изменить уставом непубличного общества
Участники непубличного общества вправе единогласно принять решение о том, чтобы устав предусматривал порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом порядка.
Во-первых, можно наделить коллегиальный орган управления общества (далее наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган (далее правление) правом рассматривать вопросы, которые закон относит к компетенции общего собрания участников. Правда, на рассмотрение наблюдательного совета и правления по-прежнему нельзя передать вопросы о совершении следующих действий:
- вносить изменения в устав или утверждать устав в новой редакции,
- реорганизовывать или ликвидировать общество,
- определять количественный состав наблюдательного совета и правления (если формирование правления отнесено к компетенции общего собрания участников), избирать их членов и досрочно прекращать их полномочия,
- определять количество, номинальную стоимость, категорию (тип) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями,
- увеличивать уставный капитал ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества,
- утверждать внутренний регламент или иные документы, не являющиеся учредительными документами.
Во-вторых, допустимо закрепить функции правления за наблюдательным советом (полностью или в части) либо вовсе отказаться от создания правления, если его функции осуществляет наблюдательный совет.
В-третьих, можно передать единоличному исполнительному органу общества (генеральному директору) функции правления.
В-четвертых, участники могут отказаться от формирования в обществе ревизионной комиссии или предусмотреть конкретные случаи, в которых она должна быть создана.
В-пятых, можно самостоятельно установить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, а также принятия ими решений. Главное, чтобы такой порядок не лишал участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем.
В-шестых, допустимо самостоятельно установить требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.
В-седьмых, можно самостоятельно установить порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО (преимущественного права приобретения акций, размещаемых АО, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальную долю участия одного участника ООО в уставном капитале общества.
В-восьмых, закон разрешил отнести к компетенции общего собрания акционеров вопросы, которые закон прямо к ней не относит.
Кроме того, участники непубличного общества вправе включать в устав иные положения, отличающиеся от общих правил, если это прямо разрешает закон.
- требовать исключить другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей (абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ),
- ограничить число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).
Материал Юридической справочной системы Система Юрист