Уплата земельного налога

Уплата земельного налога

28.05.2019

В феврале 2019 года Конституционный Суд РФ постановил, что при построении системы исчисления и уплаты земельного налога государство обязано обеспечить формирование актуальных и достоверных сведений, которые касаются налогообложения земельных участков. В частности, с налогоплательщика – владельца или пользователя земельного участка снимается ответственность за недоплату земельного налога, если размещенная налоговой инспекцией или муниципалитетом информация не соответствовала действительности либо был опубликован устаревший (ошибочный) расчет, которые привел к недополучению государством (муниципалитетом) определенных сумм налога на землю. Иными словами, юридические лица и ИП не должны отвечать за неправомерные или халатные действия должностных лиц налоговых или муниципальных органов. В связи с этим начисленные санкции и иные денежные обязательства не могут исполняться принудительно.

В частности, в постановлении отмечено, что законопослушный плательщик земельного налога действовал правомерно, если уплатил налог из расчета сведений о размерах ставок, размере кадастровой стоимости земельного участка, который содержит ЕГРН на момент осуществления платежа.

Таким образом, недопустимы споры по доначислению налога на землю, если опубликованная информация не предполагала иных сведений о размерах и ставках налога, несмотря на то, что по факту были прияты иные решения, устанавливающие новые размеры ставок или формулы расчетов. В свою очередь, неправомерные действия или бездействие должностных лиц, по вине которых на сайтах содержалась недостоверная информация о порядке исчисления земельного налога, не должны повлечь ответственность компаний, добросовестно уплатившие земельный налог согласно имеющейся в ГКН информации. Иными словами, компаниям не может быть доначислена оплата и пеня за просрочку уплаты земельного налога. В свою очередь, к недобросовестным лицам, которые вообще допустили задолженность по уплате земельного налога, могут быть применены правильные ставки и соответственно санкции за нарушение сроков уплаты налога.   

Согласно ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится не чаще 1 р. в 3 года, в городах федерального значения — не чаще 1 р. в 2 года и не реже 1 р. в 5 лет. Исключением является установленная нормативными актами внеочередная кадастровой оценки.