Новые ограничительные меры в отношении подозреваемых

Новые ограничительные меры в отношении подозреваемых

29.10.2018

Последние изменения в уголовном законодательстве коснулись в отношении дополнения обеспечительных мер в уголовном производстве. В частности, в апреле принят 72-ФЗ, который позволяет судам по ходатайству следователя, дознавателя устанавливать в отношении подозреваемого или обвиняемого запрет определенных действий. Теперь УПК пополнился ст. 105.1, которая устанавливает порядок, основания и сроки установления обеспечительной меры в виде запрета определенных действий. К содержанию под стражей, домашнему аресту добавилась новая ограничительная мера, позволяющая применять широкий спектр запретительных действий.

Запрет действий выступает самой легкой формой меры обеспечения в уголовном процессе. При этом он вводится судом с целью контроля подозреваемого или обвиняемого, так как обязывает последнего вовремя являться на допрос к следователю или дознавателю, а также соблюдать установленные запреты. При этом закон разрешает применять данный вид обеспечения на любой стадии уголовного процесса.

Стоит заметить, что согласно части 3 ст.105.1 ходатайство о применении обеспечительной меры в виде запрета совершения определенных действий не заявляется следователем единолично, а сначала согласовывается с начальником следственного органа, а если дело ведет дознаватель, то такое ходатайство должен согласовать уполномоченный прокурор.

Мотивами и основаниями для подачи ходатайства о запрете определенных действий должны являться существенные обстоятельства, невозможность обеспечения которых может затруднить расследования дела или установления фактов, имеющих значение для дела. В зависимости от характера преступления и личности обвиняемого судом могут избираться разные запреты действий.

В частности, подозреваемому или обвиняемому лицу могут запретить:

  • Управлять транспортным средством;
  • Отправлять почтовую корреспонденцию;
  • Выходить из собственного дома в определенное время;
  • Общаться с определенными людьми;
  • Посещать мероприятия (акции, собрания, митинги);
  • Находиться в определенном месте;
  • Подходить на определенное расстояние к объектам.

Такие обеспечительные запреты могут применяться лишь к лицу, чей статус определен как подозреваемый или обвиняемый, и соответственно не может применяться к свидетелю, потерпевшему, иному лицу.

Фактически законом предоставлено право ограничивать права и свободы лиц, которые находятся под подозрением или обвиняются в преступлении, однако, еще нельзя утверждать, что они преступники, так как этот факт не установлен судом. Данные ограничительные меры схожи по правовой природе с ограничительными мерами, устанавливаемыми над теми лицами, которые отбыли уголовное наказание, но в силу своего поведения находятся под наблюдением государственных органов с целью недопущения рецидива преступления в течение определенного срока, не более чем до сока погашения судимости.

В отличие от надзорных обеспечительных действий в отношении освободившихся уголовников, запреты могут устанавливаться подозреваемым на срок до 12, до 24 либо до 36 месяцев, в зависимости от степени тяжести преступления, которое инкриминируется лицу.

Ст. 105.1 УК предоставляет широкие полномочия дознавателям и следователям накладывать запреты и ограничивать действия на тех, кто попал в немилость законов и может создавать определенную угрозу несмотря на то, что виновность лица не доказана.

Можно было бы сказать, что сам по себе запрет действий не носит суровых последствий, если бы не контрольные меры, которые предписано исполнять федеральным органам правопорядка. Теперь следователь вправе в качестве контроля за установленным запретом зайти в жилище лица, в отношении которого установлен запрет выхода из дома, и проверить исполнение требования суда. Если же подозреваемый или обвиняемый будет уличен в нарушении наложенного запрета, то следователь сможет усилить меру обеспечения и, предоставив суду новые доказательства, например, отправить нарушителя под домашний арест.

Кроме того, следователь праве установить в качестве мер обеспечительного контроля слежку, применять аудиовизуальные средства контроля, вешать электронные устройства. Порядок применения этих средств устанавливается Правительством.

Стоит отметить, что суд может удовлетворять разные ходатайства следователя или дознавателя в отношении одного лица, по которым будут применены разные обеспечительные меры одновременно, то есть их количество не ограничено.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное нововведение призвано усилить жесткую позицию органов правопорядка по отношению к любому лицу, которое может оказаться подозреваемым и фактически, даже за участие в несанкционированном митинге, граждане могут быть лишены общения или ограничены в действиях, подвергаться жесткому контролю со стороны следственных органов.