+7 (812) 244-49-67

Новости

Риски гибели и порчи товара. Условия, которые помогут минимизировать убытки покупателя

27.04.2017

Как риски связаны с обязательствами сторон по договору поставки

Когда покупатель вынужден платить за товар, который не получил

Кто отвечает за сохранность товара в процессе доставки покупателю

При заключении договора поставки стороны не всегда уделяют внимание условию о моменте перехода риска случайной гибели или повреждения товара. Между тем если оставить этот вопрос неурегулированным, то будут действовать общие правила о переходе риска, которые могут быть невыгодны покупателю. Но в договоре можно установить свой порядок перехода рисков или, оставив общие правила, предпринять дополнительные меры для их минимизации.

Риски связаны с обязательствами сторон по договору

Гражданский кодекс не разъясняет понятие риска случайной гибели или повреждения имущества. Он содержит только общие правила перехода этого риска. В юридической литературе большинство специалистов придерживаются мнения о том, что суть данного риска в потере или повреждении имущества в обстоятельствах, за которые никто не отвечает. То есть когда нет чьей-либо вины, а значит, нет оснований возложить ответственность за гибель или повреждение имущества на третьих лиц. Например, при наводнении, пожаре, землетрясении и т.д. Однако в обязательствах поставки риски работают по особым правилам.

Покупатель рискует заплатить за испорченный товар. В договоре поставки риск гибели или повреждения товара связан с обязательством поставщика передать этот товар и обязательством покупателя оплатить его. Гибель или повреждение товара не освобождают сторону, на которую возложен данный риск, от исполнения соответствующего обязательства перед контрагентом. Например, поставщик отгрузил товар, риск перешел к покупателю, но товар еще находится в пути. В результате какого-то происшествия в ходе транспортировки товар полностью утрачен или сильно поврежден. Тем не менее покупатель обязан перечислить оплату за этот товар, а если он его уже оплатил, то у него нет оснований требовать деньги назад. Если в подобной ситуации риск гибели или повреждения товара несет поставщик, то он обязан отгрузить покупателю новый товар или вернуть предоплату.

В поставке риски не ограничены форс-мажором. В отличие от теории судебная практика не ограничивает риск утраты или повреждения имущества в рамках договора поставки только форс-мажорными обстоятельствами. Суды руководствуются нормами о переходе риска даже тогда, когда могут быть установлены виновные в потере лица при хищениях, производственных, коммунальных или транспортных авариях и т.д. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.02.2000 по делу № А14-2935-99/108/9). Главный принцип такой: правила перехода риска включаются, когда гибель или повреждение товара вызвано причинами, не зависящими от продавца и покупателя. Иначе действуют общие нормы о последствиях нарушения обязательств. Например, если причиной порчи товара в пути стало то, что поставщик упаковал его ненадлежащим образом, то покупатель вправе отказаться от такого товара и его оплаты, даже если на момент повреждения товара риск перешел к нему (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.02.08 по делу № А54-2754/2007-С12). В таком случае применяется пункт 1 статьи 476 Гражданского кодекса о том, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если же покупатель не может доказать, что в порче товара в пути виноват поставщик, то суд обяжет его оплатить дефектный товар по полной стоимости, основываясь именно на том, что он несет риск повреждения (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.06.09 по делу № А56-43135/2008).

ВОПРОС В ТЕМУ

Зависит ли распределение рисков утраты или повреждения товара во время перевозки от того, кто несет расходы на перевозку поставщик или покупатель?

Нет, это зависит только от момента, когда поставщик считается выполнившим обязанность передать товар (если иное прямо не прописано в договоре). Поэтому если поставщик считается выполнившим эту обязанность при сдаче товара перевозчику, то даже если он расплачивается с транспортной компанией, он не несет риски в процессе перевозки.

Возможные варианты перехода рисков в договоре поставки

По общему правилу риски гибели и повреждения имущества несет его собственник (ст. 211 ГК РФ). Однако в договоре купли-продажи действует особое правило (п. 1 ст. 459 ГК РФ): риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (см. таблицу на стр. 18). Это правило применяется даже тогда, когда по условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю позже передачи самого товара (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.06 по делу № Ф04-501/2006(19838-А81-10)).

Однако в договоре можно установить любые другие правила, наиболее выгодные компании в зависимости от того, кем она выступает поставщиком или покупателем.

Самый справедливый вариант для обеих сторон, когда риски переходят от поставщика к покупателю одновременно с передачей владения товаром. В этом случае покупатель может контролировать его сохранность. Дело в том, что сама передача товара далеко не всегда совпадает с моментом, когда поставщик юридически считается исполнившим свою обязанность передать товар (ст. 458 ГК РФ). Например, если поставка осуществляется на условиях выборки и покупатель не забрал товар сразу после получения уведомления поставщика о его готовности к передаче или при наступлении срока выборки, то при отсутствии в договоре иных условий риски порчи и гибели товара все равно переходят к покупателю, хотя фактически товар остается у поставщика. Причем у последнего нет обязанности обеспечить ответственное хранение этого товара (если только такое условие особо не прописано в договоре). В случае похищения товара или его повреждения в результате пожара, затопления на складе и т.д. покупатель все равно будет вынужден его оплатить. Поэтому при поставке на условиях выборки в интересах покупателя включить в договор условие о том, что все риски, связанные с товаром, переходят к покупателю в момент фактической передачи товара. Или хотя бы установить, что поставщик отвечает за сохранность товара до того момента, пока покупатель его не заберет.

Это позволит потребовать от поставщика компенсации убытков в случае порчи или утраты товаров из-за ненадлежащего хранения.

СОВЕТ В ТЕМУ

В договоре можно не прописывать условие о переходе рисков гибели и повреждения товаров, а просто применить один из терминов ИНКОТЕРМС.

Эти термины включают в себя не только условия доставки, но и моменты перехода рисков. Например, термины С означают, что поставщик заключает договор с перевозчиком, но не принимает на себя риски после отгрузки и отправки. А термины D, наоборот, означают, что поставщик несет все расходы и риски, связанные с доставкой до пункта назначения.

Распределение рисков при передаче товара перевозчику

Самый сложный для распределения рисков вариант передачи товара сдача его перевозчику. В этом случае во время перевозки товар находится вне контроля и поставщика, и покупателя. Между тем по общему правилу риски гибели и повреждения товара переходят к покупателю в момент передачи товара перевозчику (п. 2 ст. 458, п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Недостачи по невыясненным причинам. Опасность заключается не только в том, что с товаром может что-то случиться во время перевозки и убытки полностью лягут на покупателя. В такой ситуации требования о возмещении вреда можно предъявить перевозчику, если он виноват в утрате или повреждении товара, или минимизировать риски путем страхования груза. Самая неприятная ситуация связана с тем, что приемку товара от поставщика проводит третье лицо перевозчик. Если он подойдет к этой процедуре формально, то не исключена ситуация, когда недобросовестный поставщик фактически передает меньшее количество товара, чем было указано в акте приемки-передачи, накладной или заявлено в договоре. Покупатель обнаружит это расхождение, только приняв товар от перевозчика. И его основная трудность будет связана с предъявлением претензий.

Если пломбы на контейнере с товаром и упаковка целы, то нет оснований считать, что часть товара была утеряна в ходе перевозки. Казалось бы, это само по себе свидетельствует о том, что в такой ситуации поставщик передал меньшее количество товара. Однако судебная практика по таким спорам очень разнородна. Иногда суды соглашаются с тем, что в подобных обстоятельствах недостача может быть вызвана только недопоставкой со стороны продавца (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.03.09 по делу № А07-2145/2008-Г-ДИР), иногда нет (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.06.06 по делу № КГ-А40/5454-06). В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа прямо указал, что факт получения покупателем товара в меньшем количестве при недоказанности сдачи перевозчику товара в меньшем количестве еще не является основанием для отказа в иске поставщику о взыскании оплаты за пропавший товар. При этом суд сослался на то, что, согласно договору, все риски, связанные с товаром, перешли от поставщика к покупателю после сдачи товара перевозчику (постановление от 03.06.08 по делу № Ф08-2318/2008).

Возможный выход приемка груза представителем покупателя. Разумеется, для покупателя безопаснее в такой ситуации оставлять риски гибели или повреждения товара за поставщиком до момента фактического поступления товара. Но поставщики идут на это крайне редко: тогда им пришлось бы отвечать и за потери груза по вине перевозчика. Страхование тоже не лучший выход, поскольку страховка предполагает конкретные страховые случаи: гибель или порчу товара в результате определенных обстоятельств (аварий, хищений и т.д.) во время погрузки, разгрузки и самой перевозки. В данной ситуации причины недостачи установить невозможно, а значит, нельзя констатировать страховой случай. Кроме того, многие страховые компании прямо прописывают в договоре страхования особое условие о том, что расхождения в весе или количестве груза при целостности упаковки не считаются страховым случаем.

Единственный способ, который может помочь покупателю компенсировать свои убытки от подобных недостач, это присутствие его представителя при передаче товара перевозчику. Это можно обеспечить с помощью транспортной экспедиции. Договор с экспедитором может предусматривать дополнительную услугу по проверке количества и состояния получаемого груза (абз. 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если покупатель, получив груз, обнаружит расхождение между фактическим количеством товара и количеством, указанным в подписанных экспедитором документах, при том что признаки хищения груза во время перевозки отсутствуют, он может требовать компенсации убытков от экспедитора (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.08 по делу № Ф08-6424/2008).

Другой вариант: установить в договоре, что поставщик передает товар покупателю по местонахождению перевозчика. В таком случае для приемки товара компания-покупатель может отправить своего материально ответственного работника, который лично проверит количество и состояние передаваемого товара и сдаст его перевозчику.

Архив новостей

С вами свяжется наш консультант

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

×
Яндекс.Метрика