+7 (812) 244-49-67

Новости

Как обжаловать постановление суда общей юрисдикции о привлечении к ответственности

27.04.2017

Лицо вправе обжаловать постановление суда общей юрисдикции о привлечении к административной ответственности (далее по тексту постановление). Схема последовательного обжалования постановления арбитражного суда отличается от обжалования в суде общей юрисдикции и определяется своими особенностями, которые закреплены в Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Важно иметь в виду, что вступившее в законную силу постановление можно обжаловать только в порядке надзора.

Как последовательно обжаловать постановление суда общей юрисдикции о привлечении к ответственности

Постановление не вступило в законную силу

1. Лицу необходимо подать жалобу на постановление суда.

2. Если суд принял решение оставить это постановление в силе, а жалобу без удовлетворения, то лицо вправе подать жалобу на такое решение.

3. Если же и в этот раз постановление и решение по его обжалованию будут оставлены в силе, то после вступления их в силу у лица появляется возможность обжаловать их в порядке надзора, подав надзорную жалобу. Причем в случае отрицательного решения по первой надзорной жалобе подать ее можно и во второй раз.

Постановление вступило в законную силу

1. Если лицо докажет уважительность причин пропуска срока на обжалование, можно начать с указанной выше первой стадии, направив вместе с жалобой суду ходатайство о восстановлении срока (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

2. Если уважительных причин нет, то остается только одна возможность подать надзорную жалобу. Причем подать ее можно и во второй раз.

Внимание! Несмотря на то что дело об оспаривании постановления рассматривает суд общей юрисдикции, правила Гражданского процессуального кодекса РФ не применяются

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам КоАП РФ, и иное процессуальное законодательство неприменимо (ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ) (постановление Московского областного суда от 12 августа 2014 г. № 4а-681/14).

Жалоба на постановление рассматривается в порядке административного судопроизводства в соответствии с главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) (апелляционное определение Московского городского суда от 12 апреля 2012 г. по делу № 11-2227).

Как подать жалобу

Жалобу на постановление суда нужно подать непосредственно в вышестоящий суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ). Если окажется, что суд не уполномочен рассматривать жалобу, то он перенаправит ее в течение трех суток на рассмотрение тому суду, которому жалоба подведомственна (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалобу можно подать и через судью, который вынес постановление. После получения жалобы суд в свою очередь обязан направить ее со всеми материалами дела соответственно в суд, которому подведомственно рассмотрение жалобы. Он обязан это сделать в течение трех суток со дня поступления жалобы (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ). Если обжалуется административное приостановление деятельности, то суд направляет жалобу в вышестоящий суд в день ее получения (ч. 6 ст. 30.2 КоАП РФ).

Государственную пошлину за подачу жалобы платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

В какой срок подать жалобу

Лицо имеет право подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Можно ли восстановить срок подачи жалобы в суд общей юрисдикции (на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное судом), если он был пропущен

Да, можно, но для этого нужно доказать уважительность причины пропуска срока.

Для восстановления срока подачи жалобы лицу, ее подавшему, необходимо представить в суд соответствующее ходатайство (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Суд восстановит срок, если посчитает причины его пропуска уважительными. Например, когда в адрес лица, в отношении которого было вынесено постановление, поступило большое количество аналогичных постановлений, и этим обстоятельством была вызвана задержка в обжаловании (определение Московского городского суда от 20 января 2014 г. по делу № 7-0156).

Однако, на практике суды чаще всего отклоняют доводы об уважительном характере обстоятельств, из-за которых лицу пришлось пропустить срок обжалования жалобы.

Пример из практики: суд не признал уважительными причины пропуска обществом срока на обжалование постановления о привлечении его к административной ответственности, поскольку общество не предприняло действий к его получению и обжалованию в установленные законом сроки

Судья городского суда постановлением от 15 мая 2012 года привлек ООО П. (далее Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ (далее Постановление). Не согласившись с ним, Общество обратилось с жалобой на него в областной суд. В жалобе Общество одновременно ходатайствовало о восстановлении срока для обжалования. Общества полагало, что указанный срок не пропустило, поскольку получило копию Постановления только 1 августа 2012 года по электронной почте.

Областной суд установил, что копию Постановления судья городского суда направил в адрес Общества 6 июня 2012 года, но она была возвращена в суд за истечением срока хранения. Судья повторно направил данную копию, но она вновь была возвращена в суд с отметкой на почтовом извещении возврат за истечением срок хранения. После чего суд в ответ на заявление Общества направил ему 31 июля 2012 года копию Постановления по электронной почте.

Исходя из этих обстоятельств, областной суд указал, что городской суд принял исчерпывающие меры по своевременному направлению в адрес Общества копии Постановления. Общество не предприняло действий к его получению и обжалованию в установленные законом сроки и не представило данных о невозможности получения его копии. Неполучение Обществом своевременно копии Постановления свидетельствует о его уклонении от совершения данного действия. Таким образом, областной суд не признал уважительными причины пропуска Обществом срока на обжалование Постановления (определение Ленинградского областного суда от 4 сентября 2012 г. № 7-514/2012).

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, однако согласно позиции Верховного суда РФ оно может быть обжаловано (абз. 2 п. 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как суд рассматривает жалобу

При подготовке к рассмотрению жалобы судья выполняет следующие действия:

  • выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им жалобы,
  • выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу,
  • разрешает ходатайства,
  • назначает экспертизу (при необходимости),
  • истребует дополнительные материалы (при необходимости),
  • вызывает лиц, участие которых признает необходимым при рассмотрении жалобы,
  • направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к его компетенции.

Такие правила установлены в статье 30.4 КоАП РФ.

Судья единолично рассматривает жалобу, он не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. При этом он:

  • объявляет, кто и какую жалобу рассматривает, кем она подана,
  • устанавливает явку лиц (физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, лиц, вызванных для участия в рассмотрении жалобы),
  • проверяет полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя,
  • выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие либо об отложении рассмотрения жалобы,
  • разъясняет права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы,
  • разрешает заявленные отводы и ходатайства,
  • оглашает жалобу,
  • проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. В частности, заслушивает объяснения лица, привлеченного к ответственности (или его защитника). При необходимости он может заслушать показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта. Кроме того, он вправе исследовать иные доказательства и осуществить другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ,
  • заслушивает заключение прокурора в случае его участия в рассмотрении жалобы.

Такие правила установлены в статье 30.6 КоАП РФ.

Внимание! Есть случаи, когда дело может быть рассмотрено без участия лица, привлеченного к ответственности

По общему правилу дело должно рассматриваться с участием лица, привлеченного к ответственности (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ). Такое правило применимо и в том случае, когда дело ведется по жалобе, поскольку и глава 25, и глава 30 КоАП РФ находятся в общем для них разделе IV КоАП РФ Производство по делам об административных правонарушениях.

Однако из этого правила есть исключения, то есть дело может быть рассмотрено без участия лица, привлеченного к ответственности, а именно в следующих случаях:

1) рассматривается надзорная жалоба (такой вывод следует из содержания ст. 30.1230.19 КоАП РФ),

2) есть данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела или если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство было оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ),

3) обжалуется постановление по делу о правонарушении (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ):

  • предусмотренном главой 12 КоАП РФ,
  • совершенном в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ.

Как суд должен известить законного представителя организации или предпринимателя (или самого предпринимателя) о рассмотрении жалобы в суде общей юрисдикции, чтобы это считалось надлежащем извещением лица, привлекаемого к административной ответственности

Суд, в производстве которого находится дело по жалобе, извещает или вызывает лиц, участвующих в деле, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении,
  • повесткой с уведомлением о вручении,
  • телефонограммой или телеграммой,
  • по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Такое правило установлено в части 1 статьи 25.15 КоАП РФ.

Извещение, адресованное предпринимателю, суд направляет по месту его жительства. Его суд определяет на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства суд определяет на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо ведет дело через представителя, извещение суд также направляет и по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 2, 3 ст. 25.15 КоАП РФ).

Согласно позиции Пленума ВАС РФ: КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Поэтому суд может произвести извещение любым доступным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).

Надлежащим извещением будет даже СМС-сообщение в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату (абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях).

Если лицо, которое обжалует постановление о привлечении его к ответственности, не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, то это обстоятельство является основанием для отмены принятого по итогам рассмотрения такой жалобы решения (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Важно иметь в виду, что суд, рассматривающий дело о правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ). Кроме того, обязательным является присутствие лица, привлеченного к ответственности при рассмотрении дел, влекущих:

  • административный арест,
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства,

обязательные работы.

Это правило установлено в абзаце 2 части 3 статьи 25.1 КоАП РФ. При отсутствии лица, присутствие которого является обязательным, суд выносит определение об отложении рассмотрения дела. Если его неявка не имела уважительной причины, судья выносит определение о его приводе (ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

В какой срок суд примет решение по жалобе

Суд должен рассмотреть жалобу в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ). Однако из этого правила есть исключения.

Первое исключение нарушения в области избирательного права, срок рассмотрения по которым составляет пять дней (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ). Например, нарушение телекомпанией порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с проведением выборов (ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ).

Второе исключение жалоба на постановление об аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ). Это возможно в том случае, если лицо, привлеченное к ответственности, отбывает арест. Например, при аресте индивидуального предпринимателя за нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ).

Третье исключение жалоба на постановление о назначении административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ). Она подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ). Например, при нарушении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем законодательства о труде и об охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

По итогам рассмотрения жалобы суд принимает одно из пяти решений. Если лицо, обладающее правом обжаловать постановление, не согласно с принятым решением (постановление оставили без изменения, жалобу не удовлетворили, постановление не отменили, а изменили, дело направили на новое рассмотрение, направили дело на рассмотрение по подведомственности), то принятое решение по жалобе нужно обжаловать.

Копию решения по жалобе суд вручает или высылает лицу, привлеченному к ответственности, потерпевшему (в случае подачи им жалобы) и прокурору (при наличии его просьбы) в срок до трех суток после его вынесения (ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ).

Эти правила установлены в статье 30.9 КоАП РФ.

Пересмотр вступивших в силу постановлений в порядке надзора

Лица, которые имеют право обжаловать постановление, и должностное лицо, вынесшее постановление, вправе обжаловать в порядке надзора вступившее(ие) в законную силу:

  • постановление по делу об административном правонарушении,
  • решение по результатам рассмотрения жалобы.

Данное правило установлено в статье 30.12 КоАП РФ.

Закон предусматривает две стадии надзорного обжалования.

1. Первоначально постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, необходимо обжаловать соответственно в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города Москвы или Санкт-Петербурга, суде автономной области или автономного округа (ч. 1, ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ).

2. Вторая стадия надзора обжалование постановления и отрицательного решения по результатам рассмотрения первоначальной надзорной жалобы. Такую жалобу необходимо подать в Верховный суд РФ, если обжалуемое постановление, вступившее в законную силу, было принято нижестоящим судом, например Московским городским судом (ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ).

Вступившее в законную силу решение судьи гарнизонного военного суда по результатам рассмотрения жалобы пересматривается в порядке надзора окружным (флотским) военным судом и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного суда РФ (ч. 5 ст. 30.13 КоАП РФ).

Порядок подачи жалобы в порядке надзора такой: жалобу необходимо подать непосредственно в суд надзорной инстанции (ст. 30.14 КоАП РФ), а о принятии к рассмотрению жалобы судья выносит определение.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Такой вывод следует из содержания ст. 30.1230.19 КоАП РФ.

В какой срок можно подать надзорную жалобу

Закон не установил срок, в течение которого можно подать надзорную жалобу. Исходя из этого, Конституционный суд РФ в определении от 4 апреля 2006 г. № 113-О указал следующее: Впредь до законодательного урегулирования в [КоАП РФ&hellip,] сроков для обжалования (опротестования) вступившего в законную силу судебного акта и порядка рассмотрения жалобы (протеста) в суде надзорной инстанции судам общей юрисдикции при разрешении соответствующих вопросов надлежит руководствоваться положениями главы 36 АПК Российской Федерации.

В настоящее время глава 36 АПК РФ утратила силу, вместо нее введена в действие глава 36.1 АПК РФ. Ее содержание не влияет на выводы, сделанные Конституционным судом РФ в указанном определении. То есть, по его мнению, при рассмотрении надзорной жалобы по административным делам, суд общей юрисдикции должен исходить из срока обжалования, установленного в АПК РФ, а значит, не более трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ). Кроме того, отсюда следует и обязательность применения ограниченного срока для восстановления пропущенного срока для обжалования (ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ).

Однако на практике суды общей юрисдикции не применяют данное указание Конституционного суда РФ. См., например, постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 1 сентября 2014 г. по делу № 4А-526/2014 г. (данный пример применим к субъектам предпринимательской деятельности и их должностным лицам). В этом примере последний судебный акт был принят 20 ноября 2013 года, а решение по надзорной жалобе суд принял только 1 сентября 2014 года. Если исходить из того, что срок рассмотрения надзорной жалобы может максимально составлять чуть более трех месяцев, то можно сделать вывод, что надзорная жалоба была подана за пределами трехмесячного срока, установленного в части 4 статьи 308.1 АПК РФ.

Как суд рассматривает надзорную жалобу

Решение по жалобе суд принимает не позднее двух месяцев со дня поступления к нему жалобы. При этом по общему правилу судья принимает его, только исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, то есть без материалов дела. При желании он может рассмотреть жалобу с учетом материалов дела, то есть в полном объеме (ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ). В таком случае он принимает решение об истребовании дела из суда, в котором оно осталось. Если дело было истребовано, то суд принимает решение не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд (ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ). На практике суды принимают решение об истребовании дела в конце двухмесячного срока, и в результате срок рассмотрения жалобы может растянуться более чем на три месяца.

По итогам рассмотрения жалобы суд принимает одно из четырех решений. Если лицо, обладающее правом обжаловать постановление, не согласно с принятым решением (жалобу не удовлетворили, постановление и решение по первоначальной жалобе не отменили, а изменили), то оно вправе подать еще одну надзорную жалобу, в Верховный суд РФ. Однако это правило действует, только если надзорную жалобу рассматривал председатель верховного суда республики, края, областного суда, суда города Москвы или Санкт-Петербурга, суда автономной области или автономного округа или его заместитель (ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ).

Источник Система Юрист

Архив новостей

С вами свяжется наш консультант

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

×
Яндекс.Метрика